Проклятое место

Анекдот такой был, где несмотря на все усилия со стороны немецкой корпорации, с конвейера ВАЗа всё равно сходили Жигули, и бывший главный инженер в споре с бывшим Директором, выдаёт базу: «Я тебе говорил место проклятое? А ты мне – руки из *опы, руки из *опы!!».

Может действительно, проклятое?

Окунёмся в историю проекта. Конец 60-х годов, уровень благосостояния советских граждан вырос. Стал ощутим громадный дефицит легковых автомобилей. Поднимается вопрос о строительстве нового завода. Перед советским правительством встал выбор, какой автомобиль выпускать на этой площадке? Основные претенденты: переднеприводной Renault 16 и , устаревший уже к тому времени, Fiat 124.

Я не буду вдаваться в детали про дружбу с компартией Италии и романтические взаимодействия Мариэтты Шагинян с генеральным директором Fiat. Интересен факт некоей предопределённости, выбор пал на Fiat 124. Надо сказать, что наши румынские коллеги по соцлагерю, не пошли на поводу у ночных фантазий армянской писательницы – для своего автомобиля выбрали платформу Renault.

Итак, Fiat 124 (для нас ВАЗ- 2101) безусловно, комфортнее и внешне приятнее, чем «лёгкие танки» выпускавшиеся под маркой ГАЗ «Волга» М 21 и «отрыжка» Оpel Kadett образца 1944, выпускавшаяся под названием «Москвич» 400-420, с чуть более поздней реализацией в седане с номером 402. Был, конечно, 412-й Москвич, легенда так сказать, но он был уже и плюс старая, как экскременты мамонта, задняя рессорная подвеска. То есть, выбор для советского гражданина, с чуть выше среднестатистическим доходом, очевиден – Жигули.

Не буду писать про все разновидности Жигулей, удачи и неудачи. Финансово-экономическая модель идеальна для производителя: всё что он производит, раскупается на уровне плана выпуска. Качество не заботит никого, в принципе. Основной показатель – количество.

Вдумайтесь, только к 1986 году ВАЗ начинает использование оцинкованных деталей на своих машинах, это я о восьмёрке. (То есть, почти 17 лет на рынок выпускаются различные полуфабрикаты, которые нужно было сразу после покупки обрабатывать антикоррозийным составом). И кстати о восьмёрке – её дизайном занимался Porsche, но если честно, то мне сложно представить более неуклюжий и сырой дизайн. Увидев ее в первый раз в 1986 году, у меня появился вопрос: что в этой машине мне не нравится больше? Ответ пришел позже – не нравилось все: профиль зубила, тяжелые двери, с хлопающими пластиковыми панелями и, конечно, старый жигулёвский карбюраторный двигатель, который АвтоВАЗ ставил на свои полуфабрикаты, начиная с 1972 года (14 лет на одном и том же движке!). Но, в сторону романтику.

Перестройка и начало девяностых. В начале всё шло неплохо, тот же дефицит, то же отвратное качество, пацики в кожанах. Но, автомобили, и это были действительно автомобили, начали возить из Европы, сбыт естественно упал, пациков либо перестреляли, либо пересажали. И стало всё уксусно кисло. Надо было работать. Не вдаваясь в гинекологические детали, рождается ВАЗ 2110 – «Десятка» и её клоны. А завод начинает подумывать: кому так бы отдаться? Сами понимаете, что нормальный производитель на такую конфетку с привкусом… коричневого не польститься. На арену выходят мутанты семейства чубайсовых, объявляют ВАЗ народным автомобилем, неинтеллигентным способом отъедают субсидии, отваливаются как обожравшиеся пиявки и подставляют нежное место завода под корпорацию Nissan-Renault. Вот судьба-злодейка, вернула всё-таки Рено на то место, где они должны были быть в 1970 году.

Надо заметить, что всё это время, с 1990 по 2022 год ничего нового не производится – правда проклятие какое-то? Те же двигатели, те же шасси с небольшими изменениями и, конечно, убогая внешность. Всё это вместе, независимо от модели, ущербно-фирменный стиль АвтоВАЗа. Яркой иллюстрацией этого был ролик Ивана Зенкевича, где он в картинках сравнил эволюцию Jeep и Нивы.

И вот в Косом переулке АвтоВАЗа наступает праздник – санкции. И мечта о возврате в дефицитные 70-е вдруг стала реальностью. Никому не нужный хлам вдруг снова становиться дефицитом. Казалось бы, развивайся, делай новое, используй момент! Но очередное поколение чубайсят задаётся вопросом, а зачем? Гораздо проще, задавить конкурентов загадочным утиль сбором. Почему загадочным? Тут всё просто, я так и не смог найти документа в базе нормативных актов Российской Федерации, который бы расписывал, куда этот сбор идёт, кто им управляет и перед кем отчитывается за его использование — ну как бы детишкам на ламборгишки.

Думаете всё? Нет! И тут не слава богу, к концу этого 2024 года, АвтоВАЗ стал подумывать о том, чтобы объявить себя банкротом. Как? Вот не доходит до меня, как такое возможно? Ну ведь правда, мистика какая-то, завод – единственный в России, с таким объёмом производства, получающий все мыслимые и немыслимые дотации, компенсации по утиль, мать его, сбору и прочее, и вдруг БАНКРОТ? Может и правда, место проклятое?

Всё, зовите батюшку.

 

Ваш Мишка-из-леса (Mishka-iz-lesa) для «Технограф.ру»©

  • Просмотров: 294

© Texnograf.ru, 2014 — 2020.
Cвидетельство о регистрации
Эл № ФС77-68065

Возрастная категория: 16+
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.