Негативы сохраняются. Купянск. Исторические параллели

Новостные СМИ сообщают о попытках вторжения украинских диверсионно-террористических групп в районе Купянска. Обстановка сложная.
Украинские боевики подтянули в регион все свои резервы, несут большие потери, людей бросают на убой. 10 сентября "Купянск частично оставлен, правый берег под нацистами.  Наша армия уходит за реку Оскол, занять там оборону. Фронт в этом районе просто обрушен. Мост через Оскол был сильно поврежден накануне "Хаймерсами".
В Купянске нацистами уже задержаны учителя, которые должны были учить детей на подконтрольных России территориях. Даже после Великой Отечественной войны учителей, которые учили детей на оккупированных территориях не сажали...
 
Расскажу, почему меня так трогает происходящее сегодня в Харьковской области. Для детей и сохранения истории семьи. Ради понимания того, что для единого народа нет расстояний и географической разобщенности, но есть общая история и общее будущее!
Из истории Купянска: с 24 июня 1942 г. по 3 января 1943 г. продолжалась оккупация Купянска немцами. На меловой горе, в конце улицы Комсомольская, стоит памятник купянчанам, расстрелянным фашистами. 71 человек похоронен в братской могиле, среди них партизаны, подпольщики, а в городском сквере возле обелиска - вечный огонь,  в память о 478 воинах, воевавших за Купянск.
Освобождение Купянщины началось 31 января 1943 года. В этот день 350-ая дивизия, наступая с территории Двуречанского района, вошла в село Петропавловка, а 172-ая дивизия с территории Луганской области - в Ново-Тарасовку и Парневое. На следующий день 172-ая стрелковая дивизия провела результативный четырехчасовой бой на рубеже Кисловка-Котляровка-Табаевка, сломила сопротивление фашистских частей и на их плечах ворвалась на территорию совхоза «Песчаный» и хутора Ново-Пищаный, в Лозовую (восточная часть Куриловки) и саму Куриловку. Вечером командиры 350-ой и 172-ой дивизий получили задание форсировать Оскол и первой из них охватом с севера и юга освободить Купянск, а вторая должна наступать слева и обеспечить успех этой операции.
Не выдержав ударов 172-ой стрелковой дивизии и 1180 полка, гитлеровцы отошли I правый берег Оскола. Раздумывать было некогда. Полки на плечах у противника форсировали Оскол. Помогли в этом танкисты 115-ой отдельной танковой бригады, которая действовала рядом. Первым по льду реки провел свой танк командир 322-го батальона Иван Дмитриевич Мерзляк. После перехода на правобережье 172-ая дивизия заняла рубеж 2-ая Западная - совхоз «Учебный» (так значится на картах, купянчане больше знают под названием Агробаза) - село Петровка, а 1180-ый полк повернул удар на Купянск, чтобы соединиться с 1176-ым и 1178-ым полками, что наступали с севера.
Вот так село Петровка появилось в истории описания освобождения Купянска во время Великой Отечественной войны. А в это время в селе Петровка жила маленькая Нонна (Земборская, однако в документах встречается и Зимборская) с сестрой Ниной и мамой – Марией Валерьяновной урожденной Земборской, ставшей Козыревой.
Фамилия в истории от Купянска – до Питера и Краснодара. Транзитом … через Урал.
Моя мама (Гладилина по мужу, но рожденная в Харьковской области, в Купянском районе, как записано в свидетельстве о рождении – Земборская Нонна Николаевна) в детстве меня и брата Володю часто возила к Бабушке Марусе. Для нас, рожденных на Урале (Челябинск-70) это было, – словно оказаться в другом мире – на Украине! Прилетали мы в Харьков, а потом поездом ехали до Купянска. Точнее до села Петровка, через Купянск-Узловой.  В этом селе Мария Валерьяновна Козырева была директором и учителем  сельской школы села Петровка. («отрабатывала» дворянское прошлое).
Кстати, мама закончила Харьковский Государственный Университет (одним из его основателей был прапрадед Земборский, об этом также были найдены свидетельства). Наиболее раннее упоминание фамилии касается появления поляков-военных в России в 17 веке, присяге русскому царю и участии их в основании города Харькова.
 
От бабушки и мамы я слышала рассказы про танкистов, которые останавливались у них в селе, когда шли освобождать Купянск и Харьков. И что вернулись не все.. Как один из танкистов пел исключительно хорошо, был ярким бойцом, проявлял внимание к детям, буквально «влюбил» в себя… Но в бою погиб.
Мама вспоминала, что немцы их выгоняли из домов и: «Над их головами летали «Мессеры» и «горбыли», пикировали и бомбили. Пикировали так низко, что можно было рассмотреть издевательские улыбки летчиков». Как они, две сестры, шли под конвоем немцев одни, с соседями, когда их мама тяжело заболела…
 Интересны и не так грустны казались мне рассказы о бабушкиной семье в более ранние периоды. По рассказам знаю, что ее мама – Катерина (моя прабабушка), а отец – Валерьян Михайлович Земборский. Про него (или его отца?) несколько историй семейных: доброты был и щедрости великой, до неприличия…
Так, сетовали родные, мог крестьянину и лошадку подарить:
- Любуюсь я всегда лошадками вашими. Всегда сытые, ухоженные, не то что …
- А что братец, много деток-то у тебя?
- Да, барин, 9 человек. Кормить, бывает, нечем…
- Ну, так возьми лошаденку эту.
Ох, и ругалась, вспоминала моя бабушка (тогда маленькая девочка), ее мама Катя на мужа своего Валерьяна, когда он делал такие подарки: мол, и сами-то не жируем.
На обратной стороне старых фотографий стоит Факсимиле: Клавди-Малиновской. Г. Купянск. НЕГАТИВЫ СОХРАНЯЮТСЯ.
По рассказам о двоюродном брате бабушки, Марии Земборской, брат ее двоюродный учился в военной медицинской академии в Санкт-Петербурге. Учился отлично. На фото (будет позже размещено) он отмечен в юнкерском возрасте и более взрослым.
 
Через публикацию в сети одной из старинных фотографий, где на втором плане солидные мужи с бородами, я нашла по переписке родственницу, которая написала, что в детстве у родителей видела точно такую же фотографию! И фамилия ее Земборская. Да и, удивительно, - похожа она на бабушку и маму моих.
История сохраняет свидетельства того, что у Земборских останавливался Григорий Сковорода (у Михаила Васильевича Земборского, отца моего прадеда Валерьяна Михайловича). Приведу фрагмент:
Лев Толстой, Г.С. СКОВОРОДА. «Уроки Сковороды не понравились начальству, и его скоро удалили с этого места, и с тех пор Сковорода уже не занимал никаких должностей, а жил у своих друзей то в одном, то в другом месте. Довольно долго он жил в густом лесу на пчельнике у помещиков Земборских, где и написал главные свои сочинения. После Земборских уже нигде не жил постоянно, а переходил с места на место.
Учение его такое.
Для того, чтобы человеку найти благо, ему надо познать Бога. Бога же познать человек может только в самом себе. Когда же человек познает Бога в самом себе , он увидит то, что истинное благо его в том, чтобы исполнять волю этого духа. А воля этого духа всегда согласна с волею Бога. И потому духовные желания человека всегда исполняются. И человек, живущий духовной жизнью, всегда счастлив и спокоен. Такой человек сливает свою волю с волей Бога и считает, что жизнь его принадлежит не ему, а Богу и во всем, что с ним случается, видит волю Бога.
В уроках этих Сковорода учил тому, что в каждом человеке живет дух божий. Люди называют этот дух божий разумом и совестью. И потому люди должны во всем слушаться этого голоса разума и совести.
Ученые наставники внушали юношам, что древние мудрецы — Марк Аврелий, Сократ, Платон и другие, — хотя и вели нравственную жизнь, не знали истины, потому что были язычники, а не христиане. Сковорода, напротив, говорил, что в них действовал тот же дух божий, несмотря на то, что они были язычники, а потому следует не осуждать их, а любить и подражать им в стремлении к истине. Бог один для всех людей, а эти люди были верными служителями его.
Наставники внушали молодому поколению, что одни положения людей в обществе особенно благословляются Богом, другие менее, а третьи находятся под проклятием Бога. Выше всех, учили ученые наставники, положение духовных лиц, служащих Богу; затем положение царей, министров, военачальников, вообще людей, имеющих власть, затем положение купцов и торговцев и, наконец, ниже всех положение крестьян — холопов (крестьяне в то время были прикреплены к помещикам и находились под их неограниченной властью). Сковорода, напротив, учил, что всякий труд, необходимый для людей, одинаково благословляется Богом, и все люди равны.
Наставники-монахи учили своих воспитанников, что вся святость и совершенство жизни христианина состоит в исполнении таинств и обрядов. Сковорода учил, что святость жизни только в делах добра.
Уроки Сковороды не понравились начальству, и его скоро удалили с этого места, и с тех пор Сковорода уже не занимал никаких должностей, а жил у своих друзей то в одном, то в другом месте. Довольно долго он жил в густом лесу на пчельнике у помещиков Земборских, где и написал главные свои сочинения. После Земборских уже нигде не жил постоянно, а переходил с места на место.
 
Также,  в другом информисточнике - Владимира Эрна:  "Григорий Саввич Сковорода. Жизнь и учение. Владимир Эрн".
Сковорода, побуждаясь духом, удалился в глубокое уединение. Близ Харькова есть место, называемое Гужвинское, принадлежащее помещикам Земборским, которых любил он за добродушие их. Оное покрыто угрюмым лесом, в средине которого находился пчельник с одною хижиною. Тут поселился Григорий, укрываясь от молвы житейской и злословии духовенства.
 
Цикл фамильных исторических рассказов (Исторические параллели. Семья в историях войны и мира,1) о Земборских будет продолжен.
Людмила Гладилина, «Технограф.Ру» (texnograf.ru).
Использованы семейные фотоматериалы.
  • Просмотров: 140

© Texnograf.ru, 2014 — 2020.
Cвидетельство о регистрации
Эл № ФС77-68065

Возрастная категория: 16+
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.