Реляции Гладилиных. К 80-летию со дня начала ВОВ
К 80-летию со дня начала ВОВ.
Поверить трудно, но случилось так, что в поисках родительских корней (Земборская Нонна Николаевна, Гладилин Виктор Петрович), подбирая материал для цикла «Наших дедов полк», мне попалась редкая фотография военных лет Петра Васильевича Гладилина - командира подводной лодки М-102 капитан-лейтенанта.
И вот тут меня настигла удивительная мысль: история повторяется и в лицах, и в страстях, и в характерах. А все дело в генах. Трудно не согласиться, что сохранившиеся фотографии говорят и подсказывают больше, чем семейные истории наших родителей. Можно «отслеживать» и искать неявные сплетения родовых ветвей генеалогического дерева.
Смотрю на фото Петра Гладилина, на фото своего брата Володи и сына его – Алексея, поражаюсь... Очень близкие черты лица, ироничные и умные глаза, складки-морщинки у рта, носа. Губы, готовые растянуться в улыбке. Насколько потомки, дальние родственники похожи между собой. Похоже, ветви Курская и Тамбовская – ветви одного дерева. (К слову, Сунжа упоминается в биографии отца тоже…) Итак, к теме: немного «подводной военной истории».
На фото (источник: wikimedia.org):Командир подводной лодки М-102 капитан-лейтенант Петр Гладилин и командир подводной лодки М-96 капитан-лейтенант Александр Маринеско. Судя по фотоистории, Эти два командира были схожи по характеру…
Александр Маринеско стал «подводником №1» благодаря «Атаке века», в ходе которой был потоплен лайнер «Вильгельм Густлофф». Но он вошел в историю не только как гроза немецкого флота, личный враг фюрера №26, но и как очень своенравный командир, дебошир, бузотер, любитель азартных игр. Лодка Маринеско С-13 была в 1945 году, по сути, единственной «штрафной» подлодкой советского флота. Ее командир должен был попасть под трибунал за самовольное оставление корабля в боевой обстановке, но, как будто, прощен.
После войны, в 1949 году, был объявлен расхитителем социалистической собственности и осужден на три года лишения свободы. Маринеско, будучи заместителем директора НИИ, уличил своего начальника в хищениях. Однако директор, опытный в подобных делах, изловчился и повернул дело так, что прямолинейный подводник оказался виновен. Кроме того, в деле фигурировала институтская кровать, непонятно то ли списанная, то ли нет, но с биркой. Ее обнаружили у Маринеско. При судебном разбирательстве прокурор, бывший фронтовик, отказался от обвинения. Но народные заседатели написали особое мнение. Дело рассмотрел другой состав суда, и подводника отправили на Колыму. В октябре 1951 года подводник-герой досрочно вышел на свободу. 25 ноября 1963 года легендарный подводник, после тяжелой болезни, ушел из жизни.
Жизнь Гладилина Петра Васильевича оказалась значительно короче. Далее привожу сведения из картотеки моряков. Источник информации: Архив Военно-Морского Флота, г. Гатчина. Номер шкафа: 22, ящик 11.
Родился 6 августа 1913 в селе Островка Ржаксинского района Тамбовской области. Русский. Член ВКП(б) с 1939 года.
В РККФ с 1933 года, капитан-лейтенант (11 августа 1941).
Образование: Военно-морское училище им. Фрунзе (1937), Курсы командного состава Учебного отряда подводного плавания им. Кирова (1939).
Карьера: командир БЧ-2-3 (сентябрь 1937 – ноябрь 1938), помощник командира (июль 1939 – март 1940) ПЛ «Л-2», помощник командира ПЛ «Л-3» (март – октябрь 1940). Командир ПЛ «М-102» (с октября 1940). Погиб при бомбежке места стоянки подлодки на острове Лавенсари 7 июля 1943 .
Награжден орденом «Красной Звезды» (1942), медалью «За оборону Ленинграда». Похоронен в Кронштадте.
«М-102» подводная лодка XII серии.
Заложена 15 мая 1940 года под строительным номером 136 на заводе № 196 в Ленинграде. 12 октября 1940 года подводная лодка была спущена на воду и 5 декабря 1940 года вступила в строй (по другим данным дата вступления в строй – 29 и 31 декабря 1940 года). 29 декабря 1940 года «М-102» вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.
Начало Великой Отечественной войны подводная лодка встретила под командованием старшего лейтенанта (впоследствии капитан-лейтенанта) Гладилина Петра Васильевича (вступил в должность в октябре 1940 года) в составе 8-го дивизиона 2-й бригады подводных лодок. Субмарина находилась в Таллине, где осуществляла текущий ремонт.
Уже в ночь на 25 июня подводная лодка вышла для несения дозора северо-западнее мыса Ристна (позиция № 9). 30 июня «М-102» чуть было не стала жертвой торпед с германской субмарины «U-149» (которая 27 июня уже потопила «М-99»), но, к счастью, немцы не успели занять позицию для атаки. Больше встреч с противником не было, и 4 июля подводная лодка была отозвана с позиции. В этот же день «М-102» прибыла в точку рандеву со своими катерами, которые должны были обеспечивать благополучный переход подводной лодки в Таллин. Катера встречены не были, и командир решил продолжить переход самостоятельно, но в районе мыса Тахкуна «М-102» была обстреляна своей же береговой батареей, (огонь вела батарея № 26) и вынуждена погрузиться. Не став лишний раз рисковать, подводная лодка вернулась и была встречена сторожевыми катерами, которые провели ее через Соэлавяйн и Рохукюла в Таллин.
2 августа «М-102» была выведена к мысу Ристна для несения дозорной позиции в устье Финского залива, но из-за неполадки дизеля была вынуждена вернуться в Таллин и встать в док.
5 августа немецкие войска вышли на дальние подступы к Главной базе. Начались бои за столицу Эстонии. 28 августа советские войска вынуждены были оставить город. Погрузив защитников базы на суда, корабли КБФ совершили печально известный таллинский переход. До острова Аэгна в составе Отряда прикрытия шла и «М-102». Для прикрытия конвоев она направлялась в район южнее Хельсинки. До 2 сентября подводная лодка патрулировала на позиции, но встреч с кораблями противника не имела и 4 сентября самостоятельно вернулась в Кронштадт.
12 октября «М-102» вновь вышла на коммуникации Таллин – Хельсинки, но вечером 15 октября в районе острова Сескар села на камни и получила пробоину в прочном корпусе. Поход пришлось прервать. В ночь на 20 октября в ленинградском морском канале «М-102» получила дополнительные повреждения (пробоина ниже ватерлинии в районе 18-19 шпангоутов), столкнувшись с транспортом «Пятилетка». Для устранения повреждений подводная лодка встала на ремонт на заводе № 196. Всю первую, самую тяжелую, блокадную зиму подводная лодка провела в Ленинграде.
Кампанию 1942 года «М-102» начала в конце сентября. Вечером 23 сентября подводная лодка вышла на позицию в районе Палдиски (позиция № 10). До точки погружения на Восточно-гогландском плесе её сопровождали тральщики и сторожевые катера. При погружении подводной лодки клапан затопления боевой рубки пропустил воду, в результате чего оказались затоплены боевая рубка и шахта перископа. Лодка продолжила движение, и вечером 27 сентября прибыла на позицию. Спустя сутки «М-102» была атакована сторожевым катером противника, который сбросил на нее 18 глубинных бомб. От близких разрывов на подводной лодке вышел из строя эхолот. В ночь на 4 октября «М-102» перешла в район маяка Порккалан-Каллбода, где днем 5 октября в районе маяка Свартбодан выскочила на банку и смяла носовую часть по 9 шпангоут. В результате удара на субмарине снесло волнорезы торпедных аппаратов, их передние крышки заклинило, пробита цистерна главного балласта № 1. В ночь на 6 октября подводная лодка перешла в район Палдиски. Днем она не смогла атаковать конвой, так как только сейчас было замечено, что крышки торпедных аппаратов не открываются. В ночь на 7 октября «М-102» покинула позицию и направилась в базу. Уже на переходе в Кронштадт 9 октября подводная лодка дважды ударилась о грунт. В итоге была пробита цистерна быстрого погружения, погнут винт, поврежден вертикальный руль, вышла из строя гидроакустическая аппаратура. «М-102» вновь встала на ремонт.
К концу апреля 1943 года «М-102» вновь была готова к походу. В ночь на 4 июля подводная лодка пришла в бухту Норре-Каппельлахт на Лавенсари для ведения регулярной разведки в Финском заливе. Остров использовался как маневренная база, где подводные лодки проводили зарядку аккумуляторных батарей. Несмотря на маскировку, 7 июля она бала обнаружена авиационной разведкой противника. Приказом командира 5-го дивизиона ПЛ капитана 3 ранга П.А. Сидоренко лодке предписывалось погрузиться, и до темноты лежать на грунте. Командир «М-102» проигнорировал приказ и продолжал отдыхать на палубе шхуны «Эрна». Последствия подобной беспечности не заставили себя ждать. Около 17.30., в ходе третьего налета противника «М-102» была повреждена близкими разрывами авиабомб – осколками пробит прочный корпус и обшивка цистерны главного балласта № 5, получили повреждения приборы и механизмы. В ходе бомбежки командир корабля Гладилин Петр Васильевич и его помощник, лейтенант Капитонов Александр Михайлович, погибли, 1 член экипажа подводной лодки был ранен. Потеряв командира, подводная лодка вернулась в Ленинград.
Людмила ГЛАДИЛИНА, «Технограф.Ру» (texnograf.ru),
по открытым данным архивных материалов.
- Просмотров: 3690